АТЖД - Персоны - Переясловский Андрей Дмитриевич

Андрей Дмитриевич Переясловский - видный деятель в области железнодорожного строительства на Кубани (штрихи к биографии)

Аннотация: В статье на основе архивных документов и опубликованных источников рассматривается роль Андрея Дмитриевича Переясловского в создании и последующей деятельности акционерного общества Армавир-Туапсинской железной дороги. В публикации автор приводит целый ряд ранее неизвестных биографических сведений о его жизни и деятельности как атамана станицы Родниковской и Лабинской.

Ключевые слова: А.Д. Переясловский, П.Н. Перцов, А.Н. Кривенко железнодорожное строительство, Армавир-Туапсинская железная дорога, Владикавказская железная дорога, станица Родниковская, Кубанское казачье войско.

Abstract: Based on archival documents and published sources, the article discusses the role of Andrei Dmitrievich Pereyaslovsky in the creation and subsequent activities of the Armavir-Tuapse railway joint-stock company. In the publication, the author cites а number of previously unknown biographical information about his life and as an ataman of the village of Rodnikovskaya and Labinskaya.

Кеу words: A.D. Pereyaslovsky, P.N. Pertsov, A.N. Krivenko railway construction, Armavir-Tuapse railway, Vladikavkaz railway, Rodnikovskaya village, Kuban Cossack army.

 

В истории Кубани Андрей Дмитриевич Переясловский - личность яркая, многогранная и в тоже время мало изученная. В работах краеведов и региональной исторической литературе его фамилия фигурирует часто, но до сих пор нет его биографии или хотя бы краткого жизнеописания, а то, что опубликовано, не подкреплено соответствующей источниковой базой и зачастую является фантазией авторов. Остаются неизвестны и изображения А.Д. Переясловского, утрачена информация о годах жизни и точном месте его погребения. Несмотря на то, что многие сведения об этом человеке оказались утраченными, на железнодорожной линии Армавир - Туапсе (в 19 км к западу от Армавира) до сих пор действует станция Андреедмитриевка, названная в его честь.

Изучая вопрос об истории появления этого названия, автор встретил целый ряд версий, но все они впоследствии были опровергнуты после изучения материалов фондов Армавир-Туапсинской железной дороги (АТЖД), которые хранятся в Архивном отделе администрации Армавира.

По одной из версий, название станции было присвоено после смерти Андрея Дмитриевича для увековечивания его имени как одного из инициаторов создания АТЖД. Другая - предлагала объяснение, что имя станции является производной от имен двух братьев Переясловского, Андрея и Дмитрия, принимавших активное участие в строительстве железнодорожной линии [1, с. 566]. Материалы фонда АТЖД дают нам информацию, что при проектировании линии в 1909 году эта станция носила название Андрей-Переяславский, [2, л. 1] позже замененное на Андреедмитриевка. Из этого следует, что ее имя изначально было связано с личностью А.Д. Переясловского.

В процессе исследования автором были обнаружены сведения, с помощью которых можно достаточно детально воспроизвести служебную карьеру Андрея Дмитриевича. Из этих же архивных документов была получена информация о дате его рождения. Важно отметить, что данные материалы публикуются впервые и представляют большой интерес для исследователей не только АТЖД, но и истории кубанского казачества, а также г. Армавира, Лабинского и Курганинского районов.

В числе известных лиц оставивших след в истории железнодорожного строительства на Кубани выделяется фигура А.Д. Переясловского, одного из инициаторов создания АТЖД.

Андрей Дмитриевич - коренной кубанский казак. Родился в станице Родниковской в 1859 году в простой казачьей семье [3, л. 13об.]. К сожалению, у нас нет полной информации о жизни этого человека. Неизвестно где он получил начальное образование. В архивных документах автором статьи были найдены сведения о том, что он закончил Новочеркасское юнкерское училище [4, л. 4об.]. Полученное образование во много определило будущее как в служебной, так и в общественной его деятельности.

Из послужных списков, хранящихся в Государственном архиве Краснодарского края следует, что 1 января 1876 года он начинает службу казаком в Лабинском полковом округе Майкопского отдела в должности писаря. 1 марта 1878 года следует его увольнение из Майкопского управления с зачислением в первый льготный комплект.

В 1879 году он командирован в войсковой штаб Кубанского казачьего войска с зачислением в Урупский конный полк [5, л. 13об.].

23 сентября 1881 года командирован в Екатеринодарский конный полк.

Приказом №266 от 31 октября 1883 года по Кубанскому казачьему войску Андрей Дмитриевич зачисляется на службу в Полтавский (льготный) полк на правах образованного третьего разряда [5, л. 14об.].

11 апреля 1884 года следует распоряжение №1357 войскового штаба, об его увольнении за выслугу лет.

29 ноября 1890 года предписанием №6346 начальника Кубанской области Андрей Дмитриевич утвержден в должности атамана станицы Родниковской [5, л. 14об.].

7 июня 1893 года ему, как атаману станицы Родниковской, была пожалована серебряная медаль с надписью «За усердие» для ношения на груди, на Станиславской ленте [6].

3 февраля 1895 года он был утвержден в должности атамана станицы Лабинской [7, л. 118об].

27 февраля 1895 года Переясловский, будучи еще атаманом станицы Родниковской был подвергнут аресту на пять суток «как допустивший, несмотря на неоднократные понуждения, увеличения недоимок станичных за казаков неспособных к службе, но способных к труду» [8].

4 апреля 1896 года атаман станицы Лабинской, приказный Андрей Переясловский за отличнo-усердную и полезную службу был произведен в нестроевые старшего разряда [9].

23 сентября 1896 года ему была пожалована серебряная медаль с надписью «За усердие» для ношения на груди на Станиславской ленте [10].

16 февраля 1900 года атаману станицы Лабинской, приказному нестроевому старшего разряда А.Д. Переясловскому была объявлена благодарность от наказного атамана Кубанского казачьего войска генерал-лейтенанта Маламы за усердие и внимание к делу станичного коневодства [10].

27 июля 1902 года Андрей Дмитриевич получил золотой орден Святой Аннны 3-й степени на Станиславской ленте и серебряную медаль на Станиславской ленте с надписью «За усердие» для ношения на груди [12].

10 апреля 1907 года он был утвержден в должности атамана станицы Родниковской [13].

5 июня 1909 года ставятся точка в административнo-казачьей карьере А.Д. Переясловскoго. Его увольняют с должности « ... в виду занятии его делами частного характера, отвлекающими от прямых его обязанностей…» [14].

В силу своей деятельности Андрей Дмитриевич имел большой круг общения, и одним из его знакомых был староста посада Туапсе Александр Николаевич Кривенко, который поставил перед собой цель провести железную дорогу в Туапсе. В 1907 году Кривенко организует встречу Переясловского с Петром Николаевичем Перцовым, авторитетным инженером путей сообщения с хорошей репутацией и большим опытом строительства железных дорог [15, с. 354]. Итогом этого знакомства становится всесторонняя подготовка к получению концессии на строительство новой железнодорожной линии Армавир - Туапсе с ветвью на Майкоп, а также устройство нового коммерческого порта в Туапсе. Крайняя необходимость в этой железной дороге и нового порта возникла вследствие монопольного положения Владикавказской железной дороги, которая, развивая свою сеть, мало считалась с потребностями местного населения и диктовала крайне невыгодные условия для местных предпринимателей [16, л. б/н].

От бездорожья особенно страдало население Закубанья, отличавшегося исключительными по своему плодородию черноземными почвами. Отсутствие удобных путей сообщения серьезно препятствовало развитию местной хозяйственной жизни.

П.Н. Перцов на подготовительном этапе занимался технической и финансовой стороной, а А.Д. Переясловский проводил большую организационную и агитационную работу с местным населением. По его инициативе созывались станичные и сельские сходы, на которых большинством голосов принимались решения о создании нового железнодорожного общества. Протоколы этих собраний легли в основу письменного прошения на имя Императора с просьбой поддержать данный проект [17, с. 21-22]. В ходе подготовительных работ активно провозглашалась идея о том, что новая дорога послужит удовлетворению насущных нужд простого народа. Из всего этого создавалось представление, что инициатива создания железнодорожного общества идет от рядовых казаков и иногородних жителей, а П.Н. Перцов является простым исполнителем запросов местного населения.

В 1909 году А.Д. Переясловский входит в состав правления Армавир-Туапсинской железной дороги на правах одного из директоров [18, л. 1]. Позже он становится членом правления Северо-Кавказского коммерческого банка, который был создан для финансирования строительства и эксплуатации АТЖД, а в 1913 году возглавляет Армавирскую биржу. Андрей Дмитриевич проявил себя и в качестве благотворителя, исполняя обязанности почётного блюстителя в различных учебных заведениях Лабинского района [17, с.160, 232-234].

Неудивительно, что у столь заметной и влиятельной личности, какой, несомненно, являлся А.Д. Переясловский, были и недоброжелатели. Далеко не все современники разделяли мнение о нем, как об образованном и культурном человеке, защитнике народных интересов, на что имелись объективные причины.

Инженер путей сообщения П.Н. Перцов, без колоссальных усилий которого не удалось бы получить концессию на строительство железнодорожной линии Армавир - Туапсе, в мемуарах оставил о своем компаньоне следующие свидетельства: «При сдаче работ другим подрядчикам также вышли у меня недоразумения, и на этот раз не с банком, а с А.Д. Переясловским, не разбиравшимся в чуждых ему вопросах, но упорно добивавшийся всюду занимать первенствующее положение. Его некомпетентностью пользовались окружавшие его сомнительные личности, они играли на его самолюбии и подозрительности некультурного человека... Я не мог допустить умаления престижа технического надзора и вмешательства в дело сдачи и производства работ со стороны приближенных к Переясловскому, совсем молодых и неопытных еще инженеров из казаков» [17, с. 379].

В итоге отношения между инициатором строительства дороги оказались разорваны. П.Н. Перцов писал, что поощряемые А.Д. Переясловским «казаки окончательно обнаглели, и тут мне стало ясным, что мне ничего другого не остается, как уйти самому и предоставить дело его участи». Инженер путей сообщения также свидетельствовал, что в январе 1911 года Переясловскяй появился в Москве и потребовал у него передать ему в собственность акции АТЖД на сумму в 20 тысяч рублей. «Я не очень-то пошел навстречу этому его дерзкому требованию, - вспоминал П.Н. Перцов, - он пригрозил мне револьвером, объявив, что он тут же в случае моего отказа покончит с собой, ссылаясь на крайнюю нужду в деньгах. Получив от меня нужную бумагу о принадлежности ему моих акций, он выдал мне взамен вексель на 20 тысяч рублей, обязавшись расплатиться по нему осенью того же года... Конечно, уплата не последовала ни в установленный срок, ни позднее...» [17, с. 390-391].

Данная П.Н. Перцовым характеристика личностных качеств А.Д. Переясловского отчасти подтверждается материалами региональной периодический печати. Так, в одной из газетных статей 1914 г, озаглавленной «"Герой" Армавир-Туапсинской железной дороги», сообщалось, что в «Петербурге возникает широкий план постройки по всей линии на станциях хлебных амбаров за счет Русско-Китайскоко банка... Некоторые станицы‚ как, например, Курганная, хотели строить амбары за свой счет на своей земле. Переясловский этим воспользовался и нажал на банк. И выходило как будто так: «уломаю казачество отказаться, - но заплатите за работу». Заплатили или вернее поручили постройку амбаров самому Переясловскому» [20]. В этой и других подобных публикациях А.Д. Переясловский предстает в качестве человека с несомненной деловой хваткой, яркого представителя кубанского казачества новой капиталистической формации.

Большой резонанс получили разбирательства по финансовым операциям с народными деньгами, находившимися в распоряжении специального комитета по подписке и управлению акциями АТЖД, возглавляемого Андреем Дмитриевичем, который за два года своего существования ни разу не подвергался ревизии. Первоначальные попытки организовать проверку деятельности этого комитета заканчивались безрезультатно [21].

Весной 1914 кода главный контролер Министерства финансов выявляет ряд должностных злоупотреблений, совершенных Переясловским, таких как: незаконная прибавка подрядчику по сооружению пассажирских и других станционных зданий П.П. Голеву в 60 тысяч рублей и соблюдение интересов Северо-Кавказского банка в ущерб акционерному обществу АТЖД [17, с.84-85]. Летом 1914 года в региональной прессе появляются сообщения о скором исключении Переясловского из числа директоров правления АТЖД [22].

Неизвестно, как 6ы дальше развивалось расследование этих злоупотреблений, но их прервала внезапная смерть Андрея Дмитриевича, 6 ноября 1914 года прямо во время заседания правления АТЖД в Петрограде он скоропостижно умирает в возрасте 56 лет [23, л. 129]. Тело покойного на специальном поезде в сопровождении семьи и одного из руководителей дороги И.А. Маймулина привозят в Армавир, где 8 и 9 ноября проходят прощание с усопшим в помещениях управления Армавир-Туапсинской железной дороги, Северо-Кавказского банка и Армавирской биржи [24].

На следующий день, в четыре часа вечера, поезд с телом покойного прибыл в Родниковскую где, несмотря на мороз и метель, несколько часов его ожидало почти все население станицы. По местному обычаю казаки занесли гроб в собственный дом Переясловского, расположенный напротив церкви. После совершения панихиды процессия направилась в храм для торжественного отпевания. Уже в сумерках усопшего предали земле, были возложены многочисленные венки, произнесены прощальные речи [25].

Новость о его смерти, вызвала большой резонанс в регионально сообществе Кубани. В газете «Отклики Кавказа» информация об этом размещалась на первых полосах. Соболезнования по поводу кончины выражали друзья и коллеги покойного.

Сегодня можно бесконечно спорить, насколько сильно деятельность А.Д. Переясловского в роли директора правления АТЖД повлияла на ход строительных работ на линии и в порту. Неизменным остается то, что спустя более века после его смерти железнодорожная линия Армавир - Туапсе существует и приносит пользу людям, для которых она и создавалась.

В качестве вывода нужно отметать, что Андрей Дмитриевич - это человек своего времени, роль которого нельзя недооценивать, но и идеализировать не стоит. Он был отражением той действительности, в которой существовало российское общество со всеми своими социальнo-экономическими проблемами и региональными особенностями.

 

Список источников и литературы
1. Кондакова ГА. В отечестве моём. – Курганинск: Издательство «Графика», 2013. - 658 с.
2. Архивный отдел администрации г. Армавира (далее - АОАА). - Ф.53. - Оп.1. - Д.10.
3. Государственный архив Краснодарского края (далее - ГАКК). - Ф.396. - Оп.1 - Д.5781.
4. ГАКК. - Ф.454. - Оп.2. - Д.2289.
5. ГАКК. - Ф.396. - Оп.1. - Д.5781.
6. Приказы по Кубанскому Казачьему Войску (далее - ККВ) за 1893 г. - № 151.
7. ГАКК. - Ф.449. - Оп.2. - Д.292.
8. Приказы по ККВ за 1895 г. - № 60.
9. Приказы по ККВ за 1896 г. - № 38.
10. Приказы по ККВ за 1896 г. – № 101.
11. Приказы по ККВ за 1900 г. - № 17.
12. Приказы по ККВ за 1902 г. - № 140.
13. Кубанские областные ведомости [Екатеринодар]. - 1907. - 20 апреля.
14. Кубанские областные ведомости [Екатеринодар]. - 1909. - 10 июня.
15. Перцов П.Н. Воспоминания / коммент. Д.И. Болотиной. - М.: Издательство «Кучково поле», 2017. - 576 с.
16. АОАА. - Ф.51. - Оп.2. - Д.36.
17. Расторгуев В.П., Шуляев Ф.М. История сооружения Армавир-Туапсинской железной дороги. рукопись. 1961 г // Из фондов Армавирского краеведческого музея.
18. АОАА. - Ф.51. - Оп.2. - Д.7.
19. Кубанский календарь / Под ред. Соколова Л.Т., Селевко А.С. - Екатеринодар: Кубанский обл. стат. ком., 1914. - 805 с.
20. Туапсинские отклики. [Туапсе]. - 1913. - 24 ноября.
21. Кубанский край. [Екатеринодар]. 1911 - 3 ноября.
22. Туапсинские отклики. [Туапсе]. - 1913. - 13 июля.
23. АОАА. - Ф.51. - Оп.2. - Д.67.
24. Отклики Кавказа. [Армавир]. - 1914. - 8 ноября.
25. Отклики Кавказа. [Армавир]. - 1914. - 13 ноября.

 


Бычков Г.Н. (г Краснодар). 2022 г.

Материалы всероссийской научно-практической конференции по археологии, локальной истории и музееведению Юга России. Лунинские чтения. 2022. стр 121-127.

 

<< К списку статей